Молдовський камінь на шляху України до НАТО

Впливовий кишинівський часопис «Новое время» оприлюднив статтю відомого молдавського політика, співзасновника Демократичної партії Молдови Оазу Нантоя. Автор, колишній керівник управління політичного аналізу при Президенті Молдови, закликає нинішню владу Молдови зайняти жорсткішу позицію на переговорах з демаркації кордону з Україною, особливо в місці розташування Дністровської ГАЕС – аж до блокування тієї частини будівництва, що розташована на території Молдови. Прикметна вже сама назва статті: «Перш ніж приймати Україну до НАТО, треба навчити її поважати інтереси сусідів». Така позиція молдовських політиків, ставши офіційною точкою зору Кишинева, може суттєво вплинути на розвиток українсько-молдовських міждержавних відносин. Спробуємо зрозуміти, що спонукає молдовську сторону до активних дій. Для цього познайомимо читачів «Версій» із основними тезами статті Оазу Нантоя.

Оазу Нантой: Прежде чем принимать Украину в НАТО, нужно научить ее уважать интересы своих соседей. Через две недели со 2 по 4 апреля в Бухаресте пройдет саммит НАТО, где предполагается  рассмотреть заявку Украины на присоединение к Плану действий по членству (ПДЧ) в НАТО. Это событие может во многом осложнить политическую ситуацию в регионе,  в том числе  в сфере молдавско-украинских отношений. Сигнал, поданный Украине странами НАТО, вроде как подтвердит  украинскому руководству правильность  игнорирования насущных проблем в отношениях с Кишиневом, в то время как тот же ПДЧ прямо призывает будущих членов НАТО решать «внешние территориальные споры и претензии». На словах Украина придерживается этих принципов, но на деле не демонстрирует готовности идти навстречу Молдове, ни в вопросах демаркации границы, ни в вопросах взаимной экономической выгоды при использовании общих энерго- и гидроресурсов. Фактически все проблемные вопросы молдовско-украинских отношений перешли в разряд замороженных конфликтов. Более того, принятые в последнее время решение украинских властей напрямую задевают интересы Молдовы и никак не отвечают декларируемым добрососедским отношениям. Речь идет о фактически окончательном решении не предоставлять молдавской стороне возможности участвовать в сооружении возводимой на нашей территории Днестровской гидроаккумулирующей станции (ГАЭС).Напомню суть проблемы: строящаяся на молдавско-украинской границе по Днестру в районе с. Неславча Окницкого района гидроаккумулирующая станция входит в целостный каскад с Днестровскими ГЭС-1 и ГЭС-2 и призвана сглаживать пиковые нагрузки производства и потребления электроэнергии. Поскольку в Украине около половины мощностей производят работающие в постоянном режиме атомные энергоблоки, то вырабатываемая ими ночью электроэнергия оказывается избыточной и идет на закачку воды гигантскими насосами в возводимое на молдовско-украинской территории верхнее водохранилище.

Днем же вода течет обратно, вращая турбины электростанции. Строительство станции было начато еще в далеком 1988 году и финансировалось из союзного бюджета. Основанием для выделения земли на территории Молдовы стало постановление Совета министров МССР № 372 от 22.08.1981, которое после развала СССР утратило свою силу и не может являться основанием для демаркации границы иначе, чем как по нормам международного права, то есть по середине  днестровского фарватера. Таким образом, Украина не имеет никаких оснований претендовать на половину буферного гидроузла (ГЭС-2), расположенного на нашей территории. А это половина земляной дамбы, часть водосброса и водохранилища. Более того, после ввода в эксплуатацию ДГАЭС будет затоплено еще 17,88 га сельскохозяйственных угодий расположенных на правой стороне Днестра.

Тем не менее, Украина продолжает строительство этого техногенно-опасного объекта, совершенно бесплатно используя территорию РМ и общие гидроресурсы. Так, уже на сегодняшний день ГЭС, функционирующая в составе Днестровского комплекса, с установленной мощностью 41 МВт, приносит Украине ежегодный доход в $2 млн. Но даже не это главное. Строящаяся станция несет для Молдовы ощутимые риски, а мы даже не можем контролировать ход стройки и хоть как-то влиять на нее, защищая интересы нашего государства. Вполне законные действия РМ по охране территории Республики, для чего пять лет назад на нашей стороне дамбы был выставлен пограничный пост, вызвал недовольство как украинского МИДа, так и действующих с подачи властей националистических организаций Украины, устроивших провокационные акции у посольства РМ в Киеве под лозунгом: “Молдова, забери свои помидоры, отдай нам Днестровскую ГАЭС!”.

Если Украина последовательно и всеми способами отстаивает свои экономические интересы на Днестре, то внешнеполитическое ведомство Молдовы достаточно инертно в защите суверенитета нашего государства. Хотямолдавские экологи неоднократно обращали внимание: сооружение каскада ГЭС-ГАЭС приведет к снижению уровня и ухудшению качества грунтовых вод в бассейне всего Среднего и Нижнего Днестра. Тем самым реализация национальной стратегии по обеспечению населения Молдовы питьевой водой становится проблематичной, а то и просто невыполнимой.

Год назад группа молдавских ученых обратилась к Президенту, Парламенту и правительству РМ, а также к миссиям международных организаций с обращением, в котором, в частности, призвала создать двустороннюю молдавско-украинскую комиссию с участием ученых, представителей неправительственных организаций, независимых экспертов Всемирного банка, ЕС и США, для проведения независимой оценки воздействия строящейся ГАЭС на окружающую среду. Но воз, как говорится, и ныне там.

Еще одной инициативой Молдовы было создание совместного предприятия для строительства и эксплуатации Днестровской ГАЭС на паритетных началах, в уставной фонд которого Украина внесла бы построенную часть станции, а Молдова – земельные участки, на которых расположены инженерные коммуникации ГЭС-2 и подлежащие затоплению территории. В ответ Украина предложила … взять данную территорию в бессрочную и бесплатную аренду. Более того, чтобы вообще прекратить дискуссию об участии Молдовы в собственности ДГАЭС, Украина решила включить станцию в состав крупной государственной компании «Укргидроэнерго», которая объединяет все украинские ГЭС и ГАЭС. То есть Украина сама нарушила требования признаваемого ей (и не признаваемого нашей страной) документа – Государственного акта Б-№ 000347 и вышеупомянутого постановления СМ МССР № 372 от  22.08.1981 г, согласно которому молдавские земли были выделены Днестровскому комплексному Каскаду ГЭС и ГАЭС.

Таким образом, манипулируя собственностью, построенной на территории Молдовы во времена СССР на деньги союзного бюджета, Украина пытается закрепить за собой крупнейший энергообъект, электроэнергия которого может полностью покрыть потребности Молдовы. Отсюда напрашивается однозначный вывод: Парламент и Президент РМ должны занять более активную позицию в отстаивании интересов республики в вопросе о строительстве Днестровской ГАЭС. Этого требуют национальные интересы страны и ее энергетическая безопасность.

Одним из первоочередных шагов должна стать как минимум консервация существующий ситуации путем блокирования передачи имущества Днестровской ГАЭС украинской государственной компании «Укргидроэнерго». Для этого должны быть предприняты все меры, вплоть до обращения в международный арбитраж в Страсбурге.

Далее необходимо инициировать переговоры на высшем уровне о демаркации спорных участков границы с увязкой решения этих вопросов с предоставлением Молдове имущественных прав на часть строящейся ГАЭС. И рычаги для того, чтобы усадить Украину за стол переговоров у Молдовы есть. В крайнем случае, можно запретить проведение работ по достройке ГАЭС на молдавской стороне Днестра. Однако все эти меры необходимо предпринимать немедленно, заручившись при этом поддержкой мирового сообщества, разъяснив миру, что прежде чем принимать Украину в НАТО нужно научить ее уважать интересы своих соседей.

Принимающая саммит НАТО в Бухаресте Румыния должна помочь братской Молдове отстоять свои интересы. В противном случае, получив поддержку США и НАТО, Украина вполне может претендовать на доминирующую позицию в приднестровском регионе, и возможностей повлиять на нее будет еще меньше.

   Коментар: Чиї вуха стирчать з ДГАЕС Можна було б навіть поважати бажання молдовської сторони відстоювати національні інтереси будь-яким способом, коли б не відчуття, що диригенти замовленої мелодії – зовсім не в Кишиневі. Занадто багато збігів та прив’язок. Утім, коли серйозних перешкод проти прийняття України до НАТО не існує, можна спробувати розіграти й молдовську карту. Особливо наївним здається звернення до світової спільноти: скільки вона існує, інтереси маленьких країн ігнорувалися перед «спільними великими завданнями». Але державі Україні варто все-таки взятися до вирішення цієї проблеми по суті, а не лише у черговий раз промовити заклинання «Провокація!». І не з остраху, що великі дяді з НАТО покарають, а тому, що не можна жити в оточенні заморожених конфліктів. Наслідки для Буковини Будівництво стратегічного об’єкту, який вивів би нашу область до лав найбільших виробників електрики в Україні, опинилося під загрозою зупинення. Причину слід шукати не лише у великомолдовському шовінізмі, а й у недалекоглядній політиці київських чиновників, які спровокували загострення відносин з нашим сусідом через свої внутрішні ігрища. Як можна було, не порадившись із фахівцями і не проаналізувавши можливі наслідки, ухвалювати рішення про зміну власника стратегічного енергооб’єкту, який будується на спірній території? Нескладно уявити, якими можуть бути наслідки ліквідації ВАТ «Дністровська ГАЕС» та передачі функцій замовника будівництва київському ВАТ «Укргідроенерго» для економіки Чернівецької області. Це потягне не лише скорочення відрахувань до місцевого та обласного бюджетів, але й загострення соціальної напруженості через скорочення робочих місць у Новодністровську, який практично повністю залежить від будівництва та експлуатації ДГАЕС. Втративши в економіці і соціальному розвитку, Буковина натомість отримає ту ж низку екологічних проблем, що й сусідня Молдова, плюс близький осередок можливого прикордонного конфлікту.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *